Письмо Артема #143: A Space Odyssey

Привет. Меня зовут Артём и я отправил тебе бумажное письмо, однако в нем не смог описать, что хотел, да и не знаю дойдет ли.

Наверно повторюсь, но ничего страшного. От незнания о чем писать, опишу кино (в письме этого не делал), для меня кино всегда являлось неким скрытым вдохновлением, а с недавнего времени я начал о нем писать (ну или пытаться это делать), поделюсь своим крайним очерком.

“Человек есть нечто, что должно превзойти…” — “Так говорил Заратустра”, так писал Ницше, и так снимал “2001: A Space Odyssey” Стенли Kубрик. 

“Space” — пожалуй, ключевое слово в этой картине, обозначающее вселенную, космос и пространство, необъятное и мистическое. В той же мере желанное, сколько пугающее и неподвластное. Не зря космос — безжизненное пространство, лишенное всего, но содержащее в себе жизнь и хаос. Представ в виде черного обелиска, оно подарило новый виток эволюции — сознание, с которым рука об руку шла жестокость.

Найдя на Луне таинственный черный обелиск и остатки внеземной жизни, команда исследователей Земли, под руководством Боумена (Кир Дулли) и искусственного интеллекта HAL 9000, отправляются к Юпитеру (родине обелиска), чтобы узнать правду о самих себе. 

В своей картине Кубрик исследуют одни из главных и недостижимых черт человека — познание и развитие, желание понять истину своего происхождения и места в мире. Вселенная такая, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек — гласит антроптный принцип. Но может ли человек постичь всю бескрайность космоса?

Ограниченый телом и временем, что ему отведено, придя к обелиску, Боумен за секунды проживает всю жизнь, так и не успев дотронуться до монолита мироздания. Однако тут и проявляется исключительность человека — то, что ограничивается плотью и кровью — душа, бессмертная, высшая сущность человека, его божественное начало. Не зря на протяжении всего фильма каждый, кто встречал обелиск, тянулся к нему словно к творцу (легко считываемый референс к фреске Микеланджело “Сотворение Адама”), чувствуя в нем отражение Вселенной.

В идее о сверхчеловеке Ницше писал, что необходимо переродится, стать совершеннее, “по своему могуществу превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну” (и обезьяна, и человек в фильме соприкасались с обелиском).

Кубрик образом эмбриона недвусмысленно показывает, как после встречи с мистическим монолитом и смерти Боумен дарит жизнь чему-то более совершенному, чем он сам. Удивительно, как в 1968 году Кубрик предсказал роль искусственного интеллекта, искусственной жизни, созданной человеком. Казалось бы, он лишен его ограниченности, слабостей; что он идеален. Но божественное — то, что делает человека личностью, — строится из ошибок и уязвимости; идеальному некуда расти и стремиться; всегда зная верное действие, он лишен свободы.

Абсолют предрешает исход схватки рукотворного с плотью и кровью. Режиссер стирает все каноны сюжетостроения и обязательной морали, перекладывая смыслообразование на зрителя, словно художник или композитор. Нет единого понимания фильма, что хотел сказать автор.

2001: A Space Odyssey — вероятно, грандиознейшая картина для тех, кто готов взирать в эстетику и художественную красоту пространства, и не понятая теми, кто просто бросил взгляд…“… и оттого должен ты любить свои добродетели – ибо от них ты погибнешь.”


Как-то так. Надеюсь, ты нашел что-то интересное, может забавное (рассмешить тоже рад). В любом случае, мне важно было написать, скрасить Ваш досуг, может подбодрить, показать некое единение. Спасибо.

Yours sincerely, 

Art